Поиск

Практическая работа по определению стилей речи в видеосюжетах, накануне записанных из телевизионных программ (информационных, публицистических, развлекательных, научных). (Работа в группах)

Реклама:

Скачать 90.65 Kb.

.

МОУ Талицкая СОШ


План-конспект урока

по русскому языку

(11 класс)


Тема:

«Функциональные стили речи».


Учитель русского языка и

литературы Серебрякова Н.В.


2009г.


Тема: «Функциональные стили речи».

Тип урока: повторение и обобщение материала (практикум).

Цели:

1. Повторение особенностей функциональных стилей речи.

3.Совершенствование речевого этикета в разных сферах общения.

4. Исследование языка быстрых сообщений.

Оборудование: видеосюжеты из телепрограмм, тексты сообщений из интернета и SMS, компьютерные презентации, видеоролик с пантомимой, сотовые телефоны.

Ход урока.

1.Определение темы и целей урока с помощью импровизированной ситуации (неуместный звонок по телефону).

2. 1).Повторение теоретических сведений о функциональных стилях речи. (Фронтальный опрос. Составление обобщающей таблицы).

2). Практическая работа по определению стилей речи в видеосюжетах, накануне записанных из телевизионных программ (информационных, публицистических, развлекательных, научных). (Работа в группах).

3. Общение по телефону.

1). Исторический экскурс о телефонной связи и сотовых телефонах в современной жизни. (Сообщение ученика с презентацией)

2). Определение типов телефонных разговоров (Проблемная беседа на основе жизненного опыта).

3).Нахождение смысловых частей телефонного разговора. (Аналитическая беседа).

4). Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». (Аналитическая беседа. Письменная работа.)

5). Анализ первого звонка на основе составленной памятки.

6).Письменная работа «Диалог по телефону» (индивидуальная или работа в парах). Предлагаемые темы: «Прямая линия с президентом», «Вопрос министру образования», «Звонок другу», «Сообщение для директора школы (завуча, классного руководителя…)» и др.

7). Воспроизведение наиболее интересных диалогов в формате реального времени. Их анализ с точки зрения соблюдения правил ведения телефонного разговора. (Ролевая игра)

8).Просмотр и анализ видеоролика – пантомимы В. Полунина «Асисяй». Определение способов создания комической ситуации, демонстрирующей нарушения этикета общения по телефону.

4. Особенности электронных сообщения. Графика быстрых сообщений. (Исследовательская работа в группах. Анализ SMS-сообщений в интернете и на сотовых телефонах)

5. Подведение итогов.

6. Дом. Задание упр. №369

6.Звонок на радиостанцию «Мост» с просьбой исполнить песню, связанную с темой занятия, для всех участников урока. Исполнение песни или прослушивание фонограммы. (Имитационная игра).


^ Пояснения к некоторым этапам урока.

3. Общение по телефону

Типы телефонного разговора
(в зависимости от целевой установки звонящего)

1) наведение справок;

2)заказы;

3)вызовы кого-либо, договор о встрече;

4)передача информации с целью (сообщить, пригласить, попросить и прочее);

5)поздравление;

6)поддержка контактов (звонки этикетного характера).

^ Типы телефонного разговора
(в зависимости от отношений абонентов и ситуации общения).

1) официальные (деловые) телефонные разговоры – между незнакомыми и малознакомыми людьми;

2) неофициальные (частные) телефонные разговоры:

а) нейтральные – между знакомыми, но разными по положению и возрасту,

б )дружеские – между близкими людьми.

Смысловые части телефонного разговора

^ 1. Установление контакта

. Установление контакта с абонентом, создание благоприятной атмосферы для беседы (доброжелательная тональность).

2. Начало разговора

1) приветствие;

2) представление (это особенно важно, если вы звоните первый раз);

3) просьба пригласить к телефону кого-либо (если нужно),

4) вопрос о том, возможен ли разговор: извините (извини) за неожиданный (поздний, ранний, несвоевременный)… звонок; извините (извини) я Вас(тебя) не отвлекаю?...; Вы(ты) можете (можешь) уделить мне некоторое время?...; Вы (ты) свободны сейчас?... 5) вопросы о жизни, делах, здоровье (этот вопрос в зависимости от ситуации общения предшествует началу разговора, также он может быть и целью неофициальной беседы);6) сообщение о цели разговора.

^ 3.Развитие темы телефонного разговора

4. Конец разговора

- заключительные фразы, обобщающие тему разговора;

- этикетные фразы, сопровождающие конец телефонной беседы;

- прощание.

Правила ведения телефонного разговора.

1. Позвонив, не кладите трубку слишком скоро: возможно, что абонент не успеет подойти к телефону.

2. Если разговор прервался, перезвонить должен тот, кто был инициатором телефонного разговора.

3.Не говорите слишком громко и слишком тихо.

4. Говорите по существу и кратко.

5. Если вы ошиблись, нельзя спрашивать: «Куда я попал?», «Какой это номер?», «Это кто говорит?», нужно переспросить: «Это такой-то номер?»

6. Если к вам ошибочно позвонили, вежливо ответьте: «Вы ошиблись номером», «Вас неправильно соединили»…Нельзя говорить: «Набирайте номер правильно!», «Здесь таких нет!» или спрашивать: «А кто Вам нужен?»

7. Если Вас просят (в неофициальном телефонном разговоре пригласить кого-либо к телефону, не следует говорить: «А кто спрашивает?», «А кто звонит?». В этом случае нужно предложить свою помощь: «Могу ли я что-то передать?», «Что передать тому-то?» и т.п.

8.Всегда вежливо завершайте общение по телефону.

^ 4. Особенности электронных сообщений

Исследовательская работа по группам на тему:

«Специфические черты графики быстрых сообщений»

Учитель: Система русской пунктуации испытывает в настоящее время определённое давление со стороны электронных средств информации. У обычных носителей языка появилась техническая возможность самостоятельно создавать печатный текст и мгновенно передавать его на значительные расстояния.

Эта ситуация стала благоприятной для двух важных факторов развития графики. Во-первых, всё большее количество людей осваивают, изобретают, принимают или отбрасывают графические способы создания сообщения, что приводит к увеличению количества графем. Во-вторых, технические средства позволяют мгновенно отправлять или сохранять созданный текст.

Вы сами пользуетесь быстрыми сообщениями (чаты, SMS,icg) согласитесь, что их графика имеет свои особенности. Проведём исследование и попытаемся сделать выводы, обобщив свои наблюдения. Каждая группа получает для анализа тексты сообщений, взятые из электронных

средств общения.

Графика быстрых сообщений
(Определите особенности речевого поведения).

Тексты сообщений для 1 группы.

  • 1.«05» = опять

«7я» = семья

  • 2.Тепрь осталось тока простыть. И буит ваще всё круто).

  • 3.Я тоже думаю, что идеально…

ну у меня с братиком разница 10 лет=)

но всё равно… если один ребёнок в семье, то когда будут проблемы в семье, тебе придётся одному всё решать, а так с братом легче будет…ну не знаю…не считая того, что он меня бесит иногда, я всё равно его люблю = ))

Тексты сообщений для 2 группы.

1) 1. Этак понятие «телефонный роман» обретает новый смысл.)))

2. Круто!:):):)

Отличная была бы, кстати, услуга «текст по телефону».:):):)

3. Я почти шучу.; - )))

4. А вот же идиот)))))

хочет удержаться что ли

2) 1.Идея хорошая но я смотреть точно не буду

компьютер в праздник это зло

2. думаю что нормуль так как половину гаража красил в мороз

3). нужны всякие вывески в которых, например, не горит \ отсутствует \ одна \ несколько \ букв так, что это придаёт новый смысл

Тексты сообщений для 3 группы.

1) 1.как отделацца от парня… в 3 раз смотрю…и прям…так клева…)))))

2. В ночную на работу не хочется, но представлю утро - все на работу с сонными физи((((А я домой и спать))))))))) Красота………………………..

3. P.S. Я эгоист, признаю)))))))))))))))

2)1. И всё равно он балбес < бьёт кулаком по столу >

2. **улыбается по возможности загадочней**

3) 1. Я это обожаю, ^ БУДУ ЖДАТЬ.

2. Не уверена, нужно ли….. Надо подумать…

3. Точно приеду. Не с о м н е в а й с я!)))

Приблизительные ответы каждой группы. (Во время сообщения каждой группы демонстрируется слайд с заданием для всей аудитории, чтобы другие группы могли наблюдать и может быть сделать дополнения или замечания).

1 группа.

1.Сокращённое написание слов за счёт использования цифр.

2.Короткие фразы, , свойственные для устной речи; ограниченный набор слов; орфографические ошибки.

3.Отсутствие заглавных букв: отсутствие точки(членение на предложения за счёт разбивки на отдельные строки); использование эмотиконов (смайликов).

Выяснение, что знают учащиеся об эмотиконах, как используют.

^ Сообщение учащегося об эмотиконах. (задание подготовлено заранее)

2 группа.

  1. Эмотикон стоит в конце высказывания, занимая позицию точки. В 1) и 4) примерах это повторяющаяся скобка. Можно сказать, что это новый знак, выражающий эмоцию пишущего.

  2. Отсутствие знаков препинания; разбивка на части за счёт перенесения текста на другую строку.

  3. Использование наклонной черты (слэш) вместо союзов и (или).

3 группа.

  1. Использование многоточия, при этом пунктуационный знак состоит из 3 точек, а здесь неограниченное количество. Цели использования: оформление парцеллятов, указание на незавершённость высказывания, обозначение более длительной паузы, обозначение места, где читающему нужно поразмыслить. Присутствуют орфографические ошибки, эмотиконы, просторечные слова.

  2. Оформление авторских ремарок для описания состояния пишущего. Использованы звёздочки и скобки.

  3. Использованы различные способы выделения текста, вероятно, для акцентирования внимания на важных для пишущего мыслях.


Выводы:

Пунктуационно-графичекая система в электронных высказываниях ещё не устоялась. Возможно, что будут появляться новые способы представления текста, а некоторые современные средства оформления уйдут из практики электронного письма.

(Обратить внимание на то, что соблюдение норм литературного языка обязательно для культурного человека в любых условиях)

^ Способы активизации познавательной деятельности учащихся, использованные на уроке, которые предполагает

интерактивное обучение.

Нетрадиционная форма урока с групповой исследовательской работой.

Использование естественной доминанты интересов учащихся в целях обучения. (Пользование интернетом и сотовыми телефонами).

Применение игровых видов деятельности (ролевые, имитационные).

Диалогическое (субъект – субъектное) взаимодействие, способствующее самопознанию, самоопределению, самореализации всех участников диалога.

Применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Организационный момент - ситуация неожиданности. На основе анализа ситуации «неуместный звонок» и опоры на тематику предшествующих занятий, учащиеся совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока.

Переход к каждому последующему этапу урока осуществляется с помощью проблемно- побуждающих вопросов.

^ Ситуация – выбор. Учащимся предлагаются для анализа несколько видеосюжетов, записанных накануне из передач, хорошо им известных с актуальными вопросами. (Ориентация на дидактический принципы сознательности и активности, связи теории с практикой).

Ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представление (новые способы оформления письменных сообщений).

^ Ситуация – предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности в графике быстрых сообщений, что вовлекает в активный поиск обучаемых.

Использование разных форм работы учащихся: коллективных, групповых, индивидуальных, фронтальных, парных).

Применение поискового (по уровню самостоятельности) и проблемно-поискового (по уровню исследовательской деятельности) методов.

Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся: эмоциональных, познавательных, волевых, социальных.

Дата 04.02.2014; Размер 90.65 Kb.; Тип Практическая работа

Добавить в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Урок на тему «Давление»

Конспект урока географии по теме: "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Урок по информатике «Исследование информационных моделей в Excel»

Урок по информатики в 10 классе Тема урока: Автор: Юдина Наталия Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру литературному чтению во 2 классе по теме: «Что такое экология. Броненосцы»

Урок в 7-м классе по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Урок ведёт учитель технологии Тема урока: «Моделирование юбок» Цели урока

Урок исследование Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, иллюстративный, репродуктивный. Методические приёмы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа

Практическая работа "Изготовление накладных карманов с использованием элементов художественной обработки"

Литература для внеклассного чтения учащихся: различные журналы с материалами по интерьеру жилого дома

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения
Поделиться:




База данных защищена авторским правом ©izloj.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами