Поиск

Урок о зиме. «Волшебница Зима»

Реклама:

Скачать 301.02 Kb.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК О ЗИМЕ.

«Волшебница – Зима».

Задачи:

  1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе зимой.

  2. Активизация словаря и создание предпосылок для устных высказываний учащихся по теме.

  3. Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям.

  4. Учить подбирать красочные выражения для описания зимней природы.

  5. Воспитание элементов саморегуляции.



Форма проведения: Урок-путешествие.

Оборудование: Карта путешествия с обозначением станций, запись «Времена года», оценки-снежинки, ребус.


^ ХОД УРОКА:

I. Ор.г момент: - Поздоровайтесь с нашими гостями. Сядьте тихонечко на места.


II. Сообщение темы: - Ребята, мы с вами много путешествовали на уроках. Побывали в мире животных, растений, гостили у разных времён года. Сегодня я вам предлагаю ещё раз пройти по знакомым тропинкам и рассказать о том, что мы увидим на своём пути.

- А поведут нас в путешествие три брата, а кто они, вы скажите сами, отгадав загадки.

^ Дни кого – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. – Декабрь.

  • По каким признакам вы догадались?

  • Молодцы, слушайте следующую загадку.

^ Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? – Февраль.

- Какие явления природы выдали вам отгадку?

- О каких трёх братьях мы отгадали загадки? – ^ О зимних месяцах.

- Сколько календарных месяцев продолжается зима? – Три.

  • Назовите их в той последовательности, как они идут друг за другом.

  • В какое время года мы встречаемся с ними? – зимой.

Сегодня мы вспомним всё, что знаем об этом прекрасном времени года. И побываем в гостях у самой хозяйки зимы.

III. Работа по теме:

1. Звучит музыка «Времена года».

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебреной парчи!

^ На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

– Какими словами можно назвать зимушку? - ^ Белоснежная, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Что значит величавая? Волшебница? Как вы понимаете значение этого слова?

^ 2. Знакомство с месяцами:

- Какое название дал народ зимним месяцам?

Декабрь – студень.

  • Почему он получил такое название?

В этом месяце начиналась зима. Приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца «студень». Существуют и другие имена у этого месяца: зимник, студень, стужайло. Они до сих пор сохранились во многих славянских языках.

  • Какими словами признаками можно охарактеризовать этот месяц?

  • Декабрь – студёный, переменчивый, зимний.

  • Что значит «переменчивый»?

  • Какие поговорки о декабре вы знаете?

  • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

  • Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.

  • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты.

  • Декабрь глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт.

  • Как вы понимаете значение этих пословиц?

  • Какие стихи вы можете рассказать нам о декабре?

Декабрь студёный.

Как на речке изумрудные мосты,

Но, а в поле белоснежные холсты.

В заметеленном студёном декабре

Семь погод все куролесят на дворе.

- Как вы понимаете, слова «Семь погод все куролесят на дворе»?

- Давайте вспомним, что мы знаем о втором зимнем месяце?

- Какое название получил месяц январь?

Январь – сечень.

  • Объясните, почему он получил такое название?

Древние римляне назвали январь в честь бога солнца и света Януса. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой 65. 365 – это количество дней в году. В древние времена на Руси январь называли «сечень». Это может быть потому, что он рассекает (делит) зиму на две половинки. Январь так же называли «просинец», этот месяц считали месяцем просьб и заклинаний на весь год.

  • Какими словами признаками можно сказать о январе?

    Январь – холодный, суровый, волшебный.

  • Почему волшебный?

- Какие пословицы вы знаете о январе?

  • В январе и горшок на печи замерзает.

  • Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

- Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?

  • В январе холода над землёй повисли.

  • Месяц январь – зимы государь.

  • Январь ломонос: береги свой нос.

  • Январь – году начало зиме середина.

  • Вспомните, какие изменения в погоде характерны для этого месяца? - С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться, солнце будет всё выше подниматься над горизонтом, светить будет ярче.

  • Какие праздники бывают в январе? – Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение).

  • Какие стихи о январе вы знаете?

Январь.

^ В Ледовитом океане, в океане ледяном

Льдина плавает в тумане, а на льдине – снежный дом.

Дед Мороз проснулся рано,

Посидел над океаном,

Побеседовал потом

И с моржами и с китом.

Он как следует, проверил,

Как живут морские звери,

Хорошо ли ветер воет

И тепло ль земле в снегу,

У Снегурки, нет ли двоек

По родному языку,

Поздоровался со всеми

И сказал календарю:

- Что ж, дружок, настало время

Начинаться январю.


Январь.

В январе, в январе много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

  • Давайте расскажем всё, что вспомним о третьем месяце зимы?

  • Какое название он получил в народе?

        Февраль – Межень, Ветродуй, Лютень, Бокогрей.

  • Кто объяснит это необычное название? Почему так говорят о феврале?

  • Какое название ещё получил этот месяц? – «Межень».

  • Кто объяснить происхождение этого названия?

(Межа - между зимой и весной).

- Кто хочет ещё дополнить ответ? – Называют ещё ветродуй, лютень – из - за частых продувающих насквозь метелей и вьюг.

- Какие ещё название имеет февраль? – Бокогрей.

  • Почему он получил такое название? – Потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко.

  • Какие слова прилагательные мы подберём для февраля?

Февраль – снежный, лютый, ветреный, вьюжный.

  • Какие поговорки вы знаете о феврале?

  • Февраль силён метелью, а март капелью.

  • Мороз и метели под февраль налетели.

  • В феврале два друга – мороз да вьюга.

  • Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.

  • Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты»?

  • Февраль и медведю в берлоге бок нагревает.


Свежеют с каждым днём и молодеют сосны,

Чернеет лес, синеет мягче даль

Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль.

И потемнел в лощинах снег наносный. (И. Бунин)


- Мы многое вспомнили и рассказали о зимних месяцах. Зимушка-Зима подготовила нам маршрут по своей зимней стране, и чтобы мы не заблудились, поведёт нас в путь … лёгкая, пушистая, искристая, белаяснежинка.

  • С какими словами мы отправимся?

«Мы сталкеры – первопроходцы,

Всё новое не страшно нам.

Пройдём по всем тропинкам и всё расскажем вам».

III. Работа с картой:

  • Тропинка « Прогноз погоды»:

- И первая наша тропинка, откуда мы начнём свой путь, называется «Прогноз погоды».

  • Как вы понимаете значение этого выражения? – предвидение, предсказание явлений, на основании имеющихся данных.

  • На этой тропинке мы узнаем, какая погода нас ожидает в пути по зимнему лесу.

- Какие явления природы характерные для зимы вы знаете?

  • Прошу вас посмотреть на доску и выбрать те явления, которые характерны для этого времени года: (на доске таблички)

  • Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния, пурга.

  • Объясните значение слов: пурга, наст, изморозь?

Изморозь - чаще всего бывает при тумане, слабом ветре и температуре ниже –15. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Невидимые для глаза кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких предметах как бы прямо из мороза, потому и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

^ Пургабывает при очень сильном ветре.

Наст – твёрдая корка снега, которая образовалась в связи с оттепелью или осадками в виде дождя и последующим похолоданием.

  • Какой наиболее яркий признак зимы? – Снег.

  • Какое явление бывает только зимой? - Снегопад.

  • Кто объяснит значение этого слова? – Выпадение снега в безветренную погоду.

  • Почему снегопад не бывает в другие времена года? – зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки.

  • Каким бывает снег зимой? – пушистым, мягким, белым, серебристым …

  • А кто мне скажет, где рождается снег?

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех туч, что и дождь. Но узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превратятся в снежинки, красивые шестиугольные звёздочки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь, из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт и, наконец, становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями и падают на землю.

Вспомните, из своих наблюдений, какой снег в морозную погоду, в оттепель?

Мы с вами вспомнили многие чудеса, происходящие в зимнее время года.


1.Загадки: - А теперь, мы вспомним, какие загадки о зимних явлениях природы вы знаете?

Зимой греет, весной тлеет,

Летом пропадает,

Зимой оживает. - Снег.

- Объясните, почему вы решили, что это снег?

^ Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. – Лёд.

  • С чем можно сравнить лёд зимой?

  • Объясните, почему реки зимой покрыты льдом?


И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. – Иней.

- Какими словами можно описать иней?


Белая морковка зимой растёт? – Сосулька.

- Как образуются сосульки? – Во время оттепели снег на крышах начинает таять, начинается капель. Натекая друг на друга и замерзая ещё в очень холодно воздухе. Капельки образовавшегося снега образуют красивые ледяные сосульки.

^ Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. – Снежинки.

  • Какими волшебными словами можно сказать о снежинке?

  • Объясните, почему говорится: «звёздочки холодные, а земле тепло»?

  • Вы ещё раз вспомнили загадки, сказали прекрасные слова, которыми можно описать зимние сюрпризы зимы.

  • А теперь расскажите, какая погода будет сопровождать, нас в пути?

(Характеристика погоды сегодняшнего дня)

  • Вспомнив явления характерные для зимы, и определив погоду сегодняшнего дня, мы можем смело двигаться вперёд.

  • Тропинка «Неболейка».

  • И продолжим мы путь по тропинке «Не болейка». Чтобы сберечь силы для дальнейшего пути, мы сделаем разминку.

2. Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

По сугробам прыгали,

И в снежки играли …

  • А теперь с новыми силами мы продолжим наше путешествие.




  • Тропинка «Лесная азбука»:

  • Ребята, посмотрите, что за странные следы на нашей следующей тропинке?

  • Как вы думаете, о ком мы опять вспомним в нелёгкое зимнее время?

  • Игорь, помоги нам разгадать эту загадку.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор! –

Смотрит папа сверху вниз:

Тут письмо тебе, сынок!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай, Игорь, нам кормушки!»

  • Как вы думаете, кто расписал снег?

  • Правильно, и на тропинке «Лесная азбука» мы ещё раз вспомним о жизни птиц и диких животных зимой.

  • Каких зимующих птиц вы знаете? – На зиму остаются у нас воробьи, снегири, вороны и т. д.

  • Как назвать одним словом этих птиц? – зимующие.

  • Что вы знаете о зимующих птицах?

Многие птицы совсем не улетают от нас на зиму. Круглый год живут на одном месте рябчики, тетерева, глухари, куропатки. Остаются с нами овсянки, синицы, сойки, сороки. А где есть незамерзающие воды, на них остаются зимовать утки. Тихо в зимнем лесу. Вдруг, точно живые цветы запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым клесты. Стайка клестов облепила ель и лущит из шишек семена. С весёлым писком пролетают синицы. Вниз головой по стволу побежит голубой поползень. Стучит пёстрый дятел.

- Как вы понимаете пословицу: «Подкорми птиц зимой – они отплатят тебе летом»?

- Сделайте вывод, как изменилась жизнь птиц зимой?

Температура низкая. В связи с наступлением холодов, насекомые попрятались под кору деревьев. Земля покрыта снегом. Корма мало. Птицы питаются почками, семенами, плодами деревьев и кустарников. Отыскивают корм около жилья человека. Часто зимой птицы погибают от холода. Поэтому зимой надо подкармливать птиц.

  • Как мы заботимся о зимующих птицах?

  • Расскажите стихотворение о птицах зимой:

Новая столовая. ***

^ Прокормите птиц зимой,

Мы кормушку смастерили, Чтоб со всех концов

Мы столовую открыли. К вам слетались, как домой. Стайки на крыльцо. Стайки на крыльцо.

^ Воробей, снегирь сосед, Не богаты их корма,

Будет вам зимой обед. Горсть одна нужна.

В гости в первый день недели Горсть одна – и не страшна

К нам синицы прилетели. Будет им зима.

^ А во вторник, посмотри. Прилетели снегири. Приручите птиц в мороз

Три вороны были в среду, К своему окну,

Мы не ждали их к обеду. Чтоб без песен не пришлось

А в четверг со всех краёв – Нам встречать весну.

^ Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.


  • А что вы знаете о жизни диких зверей зимой?

Для животных наступила суровая пора. Я хочу рассказать о белке. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Гнездо у белки из веток и сучьев, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Питается семенами хвойных деревьев, эти семена она ходит в шишках. А так же запасает корм на зиму летом и осенью. В дупле у неё и желуди, и орехи есть. На всю зиму запасов хватит. Белка меняет свою обычную шубку на зимнюю.

  • А, отгадав загадку, вы сразу поймёте, о ком будет наш следующий рассказ:

  • Кто нам хочет рассказать о медведе?

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира, обычно говорят, что медведь зимой лапу сосёт. Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит …старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы, горячим языком. Медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу, а на самом дел он согревает её губами и языком.

- Следующий наш герой перед вами. Кто разгадает ребус, тот и узнает, о ком пойдёт дальше речь.


ЛК


Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных. У волка нет постоянного жилища, поэтому его часто называют бездомник.

  • Кстати, а знает ли то – ни будь поговорку о волке, которая была бы сейчас уместна? – ^ Волка ноги кормят.

- Как вы понимаете её?

- А следующий наш герой тот, чьи следы видны на карте.

Зимой заяц легко передвигается, хотя в лесу снег глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалится в снег. Зимой заяц меняет шубку, чтобы его не было видно на снегу. Питается корой молодых деревьев. Лежку заяц устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом, пнём, кустиком. В любом из этих мест он роет нору в снегу и забирается в нее.

  • Об этом диком животном сложили загадку:

«Рыжая птичница пришла в курятник, наводить порядки».

Зимой лиса, как и осенью ярко- рыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей, выслеживает их по следам. Мы привыкли, что лиса всегда хитрая, красивая, умная, ловкая, но мало кто знает, что лиса очень не чистоплотная. Около её норы всегда, какой - то хлам, беспорядок, неприятный запах. И если случается, что она поселяется рядом с чистюлей барсуком, то он, не выдержав лисьих беспорядков, бросает свою нору и уходит жить в другое место.

Побывав на тропинке «Лесная азбука», мы ещё раз с вами вспомнили о жизни птиц и некоторых зверей в зимнее время.

  • Тропинка «Поэтическая»:

  • И вот мы дошли до «Поэтической» тропинки. На этой тропинке мы вспомним писателей, чьи произведения прославляли это чудесное время года.

  • С произведениями, каких писателей мы с вами познакомились?

^ Никак не отделимы

Есенин и природа.

В его стихах любимо

Любое время года.

Сказку Мамин – Сибиряк

О Серой Шейке написал,

Из холодной полыньи

Старичок её достал.

О лесной кормушке

Чаплиной рассказ.

Поползня от холода

Мальчик Слава спас.

Мороз, как хозяин по лесу шагает,

Он вьюги и холод принёс.

Не зря воеводой его называет

Некрасов в поэме «Мороз Красный нос».


Вечер. Вьюга злится, плачет, воет,

Няня приумолкла у окна.

Спой, старушка, что – ни будь родное,

Пушкину сегодня не до сна.

Антон Павлович Чехов

Очень зиму любил.

И первому снегу

Он рассказы посвятил.

Снова Пушкин, он сегодня с нами,

Пишет про мальчишек, радостный народ,

Звучно режут лёд они коньками.

Весело встречают Новый год!

  • Многие писатели любили это время года. В своих произведениях они описывали сказочные явления природы в зимнее время. Было очень много рассказано сказок, в которых одушевлялись самые необыкновенные предметы.

  • Какие сказки о зимнем времени года вы читали? Назовите их.

  • Что поучительного мы взяли из этих сказок?

  • На этой тропинке мы с вами вспомнили произведения, которые не оставили нас равнодушными к волшебству и красоте этого времени года.

  • И подготовленная вами выставка поможет нам ещё раз вспомнить о подарках волшебницы зимы. Подготовленные книги вы можете предлагать читать своим товарищам, рассказывать о том, что узнали из этих книг.

^ 3. Релаксационная пауза: (приём направленного воображения).

Цель: Закрепление положительного внутреннего состояния.

- А сейчас, закрыв глаза, представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный лес, покрытый снежным покрывалом. Вдохните, свежий, морозный воздух. И послушайте, как звучит тишина зимнего леса.

(музыка подающего снега)- 30 сек.

  • А теперь откройте глаза и медленно- медленно оглянитесь вокруг, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения.

  • И привела нас снежинка к следующей тропинке «Зимние забавы».

  • Тропинка «Зимние забавы»:

  • Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, о чём мы будем говорить на этой тропинке? – о зимних забавах.

  • Как вы догадались? – Потому что на коньках, лыжах, санках, ребята катаются только зимой, благодаря снегу и льду.

- Что интересного происходит в жизни детей зимой?

  • Посмотрите на снежинки и попробуйте при помощи мимики рассказать о настроении и играх детей зимой. На каждой снежинке разное настроение.

(Задача из программы поэтапного формирования эмоциональных реакций) - как средства выражения осмысленного отношения своего состояния. Учим, ребёнка видеть, знать различный спектр эмоциональных реакций, т.е. познакомить с различными вариантами эмоционального реагирования в одной и той же ситуации.



- Расскажите стихи о зимних забавах детей.

Зимние забавы.

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

^ На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Как снегурка в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит зимний ком. –

Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

- На этой тропинке, мы вспомнили с вами о любимых развлечениях детей в зимнее время года.


  • Тропинка писем.

  • Ребята, как вы думаете, что это за необычная тропинка?

  • А я вам помогу отгадать. В далёких жарких странах, где живут такие же ребята, как и вы, никогда не бывает зимы. И дети лишены возможности, увидеть всех красот зимней природы. Давайте пошлём им музыкальное письмо и расскажем об этом прекрасном времени года.

(Рассказы детей о зиме).

Наступила уже настоящая зима. Зима была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи и рябины убрались серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели тёплую шубку.

Пришла волшебница зима. Своим серебристым богатством она засыпала всю землю. Деревья, кустарники принарядились в богатые, блестящие наряды. Берёзы надели белые, прошитые пушистой бахромой, платья и стоят как застенчивые невесты. Всё кругом находилось под властью снега. Высокие тополя в серебристых кольчугах как стража охраняли эту зимнюю тишину. Воздух прозрачный, морозный. Пахло снегом. Всё было мягко, бело, молодо.

Наступила суровая зима. Был сильный мороз. На окнах своей волшебной палочкой он нарисовал затейливые узоры. Лёгкие, пушистые снежинки тихо падали на землю. Всё в природе замерло. Деревья были одеты в белые меховые шапки. Земля тихо спала под тёплым белоснежным покрывалом. Хотя и зима, а цветы все же есть. Цветы не простые, а летающие. Называются они так: Снегирь - красногрудый, как желтый одуванчик синичка, коричневато – серые воробьи. Не страшны им холода возле щедрой кормушки.

- Какие стихи о зиме вы знаете?

Последняя метель. У Зимушки, у кружевницы

В палитре красочен набор.

Метет метель по городу, Красны как зори наши лица,

В степи метель метёт, И вечно зелен старый бор.

^ А старый дуб от холода И небеса синей, чем летом.

О ветку веткой бьёт. Всё здесь: и охра, и сурьма,

Пусть мечется по-заячьи Но всё таки любимым цветом

Последняя метель: Считает белый цвет зима.

^ Уже зиме хозяйничать И вот белы поля, овраги

Не больше двух недель. И вся родная сторона.

Земля – как чистый лист бумаги,

Где будет рисовать весна.

- На этой тропинке мы рассказали своим сверстникам о том, какие явления природы бывают зимой, рассказали, стихи о зиме.

  • Тропинка «Расставаний».




  • И вот мы остановились на последней нашей тропинке. На этой тропинке мы поблагодарим Зимушку за её добрые дела, за красоту природы, которую она нам подарила за эти 3 месяца. И, конечно же, мы опять будем встречать её ровно через год.

  • Давайте все, скажем слова благодарности Волшебнице - Зиме:

  • Спасибо зимушке за то, что она подарила нам шанс увидеть красоту зимней природы.

  • Спасибо за то, мы опять вспомнили свои зимние забавы, любимые зимние игры.

  • Спасибо за то, что мы встретились с птицами, нашими зимними гостями.

  • Спасибо за то, что мы получили огромное удовольствие от общения с друзьями.

Зимушку с почётом провожаем,

Добрых дел её не забываем,

Встретится с зимою мы желаем,

После осени к себе вновь приглашаем.


  • Ребята, а вам интересно узнать, понравилось ли волшебной снежинке, как вы работали на уроке? К вам на парту опустится маленькая снежинка, и вы увидите результат своей работы на уроке.

(На парты каждому ученику опускается снежинка с оценкой)



- Покажите всем, какую оценку вам подарила на прощание снежинка.

Урок закончен. Молодцы. А теперь можете ещё раз подойти и рассмотреть свои рисунки и книжную выставку.


^ ТЕМА: ДЕКАБРЬ - ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ.

Задачи:

  1. Дать учащимся чёткие представления о характерных признаках первого месяца зимы.

  2. Учить подбирать к словам, слова признаки.

  3. Создавать условия для устных высказываний детей.

  4. Обогащение словаря по теме «Зима».


Форма: традиционная

Оборудование: таблички – название месяца, явлений природы.


^ ХОД УРОКА:

I. Орг. момент: - Сядьте правильно и красиво. Мы начинаем урок развития речи.

II. Сообщение темы урока: - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень красивом времени года. А о каком, вы скажите, отгадав загадку:

^ Тройка – тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

  • О каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? – О зиме.

  • Сколько месяцев продолжается зима? – Три.

  • Сегодня мы будем говорить об одном из них, вы назовёте его, отгадав загадку:

Дни кого - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

  • О каком месяце говорится в загадке? – О декабре.

  • По каким признакам вы догадались?

  • Как в народе называли этот месяц?

Декабрь – студень.

  • Почему он получил такое название?

В этом месяце начиналась зима. Приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца «студень». Существуют и другие имена у этого месяца: зимник, студень, стужайло. Они до сих пор сохранились во многих славянских языках.

  • Какими словами признаками можно охарактеризовать этот месяц?

Декабрь – студеный, переменчивый, зимний.

  • Какие поговорки о декабре вы знаете?

  • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

  • Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.

  • Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

Солнце в декабре греет слабо. Стоит над горизонтом, показывается из-за облаков редко. Небо днём серое, тусклое. Облака стелются над землёй низко. Земля покрыта снегом. С приходом зимы выпадает снег. Снегопады и морозы чередуются с оттепелями. Земля покрыта снегом. Ветер северный, северо-восточный. День по количеству часов сравнивается с ночью. Самый короткий день – 22 декабря. День зимнего солнцестояния.

- А теперь посмотрите на доску, и выбрать те явления, которые характерны для зимнего времени года.

  • ^ Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния.

  • Объясните значение слов: снегопад, изморозь?

Изморозь - чаще всего бывает при тумане, слабом ветре и температуре ниже –15. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Невидимые для глаза кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких предметах как бы прямо из мороза, потому и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

^ Снегопад – выпадение снега в безветренную погоду или при слабом ветре.

2. Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

По сугробам прыгали,

И в снежки играли …

- Будем отгадывать загадки, и учиться подбирать к ним характерные признаки.

  • Какие загадки о зимних явлениях природы вы знаете?

^ Зимой греет, весной тлеет,

Летом пропадает,

Зимой оживает. - Снег.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. – Лёд.

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. – Иней.

Белая морковка зимой растёт? – Сосулька.

Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. – Снежинки.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. – Мороз.

  • Подберите однокоренные слова к отгадкам.

  • Какие слова прилагательные можно подобрать к ним?

  • Чему учились, работая со словами?

- Выучить стихотворение.

Декабрь студёный.

Как на речке изумрудные мосты,

Но, а в поле белоснежные холсты.

В заметеленном студёном декабре

Семь погод все куролесят на дворе.

III. Итог урока:

- С каким временем года мы сегодня познакомились на уроке?

  • Что нового узнали о нём?

  • Оценки за урок получили …



^ ТЕМА: ЯНВАРЬ – ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с признаками и приметами второго месяца зимы.

  2. Активизация словаря и создание предпосылок для устных высказываний учащихся по теме.

  3. Совершенствовать монологическую речь.

  4. Обогащение словаря по теме «Зима».

  5. Воспитание чувства прекрасного.


Оборудование: картина - зимний пейзаж;

Форма урока: традиционная.


^ ХОД УРОКА:

I. Орг. момент: - Сядет тот, кто назовёт существительные, связанные со временем года зима: снег, мороз, коньки, санки …

II. Сообщение темы урока: - Сегодня на уроке мы поговори об одном из зимних месяцев, а о каком вы скажите сами, отгадав загадку:

^ Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? – Январь.

  • Какие признаки этого месяца подсказали вам отгадку?

  • Как называли этот месяц в народе?

1. Январь – Сечень.

  • Объясните, почему он получил такое название?

Древние римляне назвали январь в честь бога солнца и света Януса. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой 65. 365 – это количество дней в году. В древние времена на Руси январь называли «сечень». Это может быть потому, что он рассекает (делит) зиму на две половинки. Январь так же называли «просинец», этот месяц считали месяцем просьб и заклинаний на весь год.

  • Какими словами признаками можно сказать о январе?

Январь – холодный, суровый, волшебный.

  • Почему волшебный?

2.- Какие пословицы вы знаете о январе?

  • В январе и горшок на печи замерзает.

  • Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

- Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?

  • В январе холода над землёй повисли.

  • Месяц январь – зимы государь.

  • Январь ломонос: береги свой нос.

  • Январь – году начало зиме середина.

  • Вспомните, какие изменения в погоде характерны для этого месяца? - С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться, солнце будет всё выше подниматься над горизонтом, светить будет ярче.

  • Какие праздники бывают в январе? – Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение).

3.- Прошу вас посмотреть на доску и выбрать те явления, которые характерны для этого времени года: (на доске слова)

  • Но прежде чем выполнять задание, давайте уточним значение некоторых слов. Объясните значение слов: пурга, наст, изморозь.

  • Будем выделять явления, характерные для зимнего месяца.

Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния, пурга.

Изморозь - чаще всего бывает при тумане, слабом ветре и температуре ниже –15. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Невидимые для глаза кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких предметах как бы прямо из мороза, потому и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

^ Пургабывает при очень сильном ветре.

Наст – твёрдая корка снега, которая образовалась в связи с оттепелью или осадками в виде дождя и последующим похолоданием.

  • Какой наиболее яркий признак зимы? – Снег.

  • Какое явление бывает только зимой? - Снегопад.

  • Кто объяснит значение этого слова? – Выпадение снега в безветренную погоду.

  • Почему снегопад не бывает в другие времена года? – зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки.

  • Какие слова прилагательные помогут нам ярче и красивее сказать о снеге?

  • Какие слова действия можно подобрать к словам снег, метель, вьюга?

  • Как вы понимаете «Вьюга воет?».

  • Когда бывает гололедица? – когда низкая температура, а потом мороз. Какое явление вы услышали? – грамзапись вьюги.

- Что мы нового узнали на этом этапе нашего урока?

4. Работа по картине: - Будем составлять рассказ по картине.

Наступила уже настоящая зима. Зима была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи и рябины убрались серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели тёплую шубку.

Пришла волшебница зима. Своим серебристым богатством она засыпала всю землю. Деревья, кустарники принарядились в богатые, блестящие наряды. Берёзы надели белые, прошитые пушистой бахромой, платья и стоят как застенчивые невесты. Всё кругом находилось под властью снега. Высокие тополя в серебристых кольчугах как стража охраняли эту зимнюю тишину. Воздух прозрачный, морозный. Пахло снегом. Всё было мягко, бело, молодо.

Наступила суровая зима. Был сильный мороз. На окнах своей волшебной палочкой он нарисовал затейливые узоры. Лёгкие, пушистые снежинки тихо падали на землю. Всё в природе замерло. Деревья были одеты в белые меховые шапки. Земля тихо спала под тёплым белоснежным покрывалом. Хотя и зима, а цветы все же есть. Цветы не простые, а летающие. Называются они так: Снегирь - красногрудый, как желтый одуванчик синичка, коричневато – серые воробьи. Не страшны им холода возле щедрой кормушки.

- Чему мы учились работая по картине?

4. Стихи: - Будем рассказывать стихи о январе.

- Какие стихи о январе вы могли бы нам рассказать?

Январь.

^ В Ледовитом океане, в океане ледяном

Льдина плавает в тумане, а на льдине – снежный дом.

Дед Мороз проснулся рано,

Посидел над океаном,

Побеседовал потом

И с моржами и с китом.

Он как следует, проверил,

Как живут морские звери,

Хорошо ли ветер воет

И тепло ль земле в снегу,

У Снегурки, нет ли двоек

По родному языку,

Поздоровался со всеми

И сказал календарю:

- Что ж, дружок, настало время

Начинаться январю.

Январь.

В январе, в январе много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.


III. Итог урока:

- О каком месяце мы сегодня говорили на уроке?

  • Что интересного вы узнали?

  • Какие явления характерны для января?

Дома: Подобрать загадки о зиме.

  • Оценки получили …



^ ТЕМА: ФЕВРАЛЬ- ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с признаками третьего месяца зимы, его приметами.

  2. Активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме.

  3. Совершенствовать монологическую речь.

  4. Воспитание наблюдательности.


Оборудование: картина «Зимнее утро», таблички с названием месяца.


^ ХОД УРОКА:

I. Орг момент: - Сядет тот, кто назовёт зимние явления природы.

II. Постановка цели урока: - Сегодня на уроке мы будем говорить о третьем месяце зимы. Прочитайте тему нашего урока: Февраль третий месяц зимы.

1. - Как в народе называют третий месяц зимы?

  • Февраль – Межень, Ветродуй, Лютень, Бокогрей.

  • Кто объяснит эти необычные названия? Почему так говорят о феврале?

«Межень» - (Межа - между зимой и весной).

- Кто хочет ещё дополнить ответ? – Называют ещё ветродуй, лютень – из - за частых продувающих насквозь метелей и вьюг.

- Какие ещё названия имеет февраль? – Бокогрей.

  • Почему он получил такое название? – Потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко.

  • Какими словами признаками можно сказать о феврале?

  • Какие слова прилагательные помогут нам ярче и полнее увидеть красоту этого месяца?

  • Какие явления в природе характерны для этого месяца?

Задание№1: - Подобрать к каждому месяцу своё название.

Декабрь сечень


Январь студень


межень

Февраль лютень

ветродуй

бокогрей

Какое название подойдёт к сегодняшнему дню?

Что мы делали?

^ 2. Пословицы, поговорки: - Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • Февраль силён метелью, а март капелью.

  • Мороз и метели под февраль налетели.

  • В феврале два друга – мороз да вьюга.

  • Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.

  • Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты»?

  • Февраль и медведю в берлоге бок нагревает.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

3. Работа по картине: - Будем составлять по картине рассказ о зимнем дне.

4. Выучить стихотворение:

Свежеют с каждым днём и молодеют сосны,

Чернеет лес, синеет мягче даль

Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль.

И потемнел в лощинах снег наносный. (И. Бунин)

III. Итог урока:

- О каком зимнем месяце мы говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Оценки получили …







Дата 13.12.2013; Размер 301.02 Kb.; Тип Урок

Добавить в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Конспект занятия «Волшебница зима»

Сочинение на темы «Зима в лесу» или «Зима пришла»; подбор и запись загадок, пословиц о зиме и зимних явлениях; составление альбома «Зима», сбор и наклейка иллюстраций; разучивание стихотворений, сказок о зиме

Урок разработан педагогом дополнительного образования мбоу дод цдт

Урок литературного чтения, 2 класс

Речевой игровой комплекс Программное содержание

Конспект занятия по теме «Зима» Коррекционно-образовательные цели

Конспект занятия на тему «Зимушка-зима»

Урок по Изобразительному искусству Тема урока «Волшебница зима» Цели и задачи

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Урок по развитию речи в 5 спец кл. Тема: «Волшебница зима». Учитель: Озерова Е. К

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения
Поделиться:




База данных защищена авторским правом ©izloj.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами